В организации могут проводиться десятки различных проверок, помимо аудитов СМ, состав и частота которых зависит от:
- Сферы деятельности организации и наличия лицензируемых видов деятельности
- Рисков причинения вреда (ущерба) интересам общества
- Масштаба (размера)
- Регионов присутствия
- Ранее допущенных нарушений
- Внутренних процедур организации
- Требований потребителей
- и других факторов
Проверки со стороны госорганов
Проверка – совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
По уровню контроля:
- Федеральный госконтроль (надзор)
- Региональный госконтроль (надзор)
- Муниципальный контроль
По плановости:
- Плановые
- Внеплановые
По виду:
- Документарные проверки
- Выездные проверки
- Другие виды контрольных (надзорных) мероприятий
Внутренние проверки и проверки сторонними организациями
Организация может регулярно проводить множество внутренних проверок, например:
- Проверки соблюдения требований нормативных, технических и технологических документов
- Проверки внутреннего контроля
- Проверки информационной безопасности
- Проверки контроля за эксплуатацией и состоянием сооружений и установок
- Проверки производственного экологического контроля
- Проверки метрологического надзора структурных подразделений
и принимать участие в проверках со стороны внешних организаций, например, со стороны контрагентов/потребителей.
Типовые проблемы при проведении проверок
Отсутствует единая среда хранения информации о различных проверках организации, их планах и результатах
- Часто информация только у ответственных сотрудников на локальных компьютерах или в электронной почте, иногда – на бумаге
- Иногда по отдельным проверкам информация размещается в какой-либо системе, но зачастую не системно и не по всем проверкам
- Часто отработка несоответствий находится только на ручном контроле ответственного
- Теряется/забывается история и ценный опыт решения проблем, нет единой доказательной базы работы над проблемами
- Постановка и контроль поставленных задач производится вручную – по электронной почте, на бумаге, в мессенджерах, в устной форме
- Отсутствует автоматическое информирование о задачах, об истекающих сроках
- Подходы разнятся в зависимости от видов проверок и решений ответственных сотрудников
- Какие проверки проведены, проводятся и планируются
- Кто задействован в проверках
- По каким проверкам и какие поступили замечания и как они отрабатываются
Работа с проверками в подистеме планирования и проведения проверок КИСМ
Подсистема планирования и проведения проверок КИСМ поддерживает универсальный (применимый для различных проверок) подход по работе с проверками:
Планирование, проведение и фиксация результатов проверки
1. Планирование проверки.
На данном этапе вводится общая информация о проверке, такая как :
- Внутренняя проверяющая организация или подразделение
- Внешняя проверяющая организация
- Период проведения проверки
- Регламентирующие документы
- Председатель комиссии проверки
Подсистема планирования и проведения проверок КИСМ позволяет:
- Для каждого проверяемого подразделения определить перечень проверяемых критериев
- Назначить ответственных за проверку каждого критерия
- Определить членов комиссии, которая проводит проверку
2. Проведение проверки.
В рамках проведения проверки производится:
- Формирование журнала проверки
- Заполнение отчета о проверки
При заполнении журнала проверки КИСМ позволяет каждому проверяющему в разрезе проверяемых им подразделений и критериев:
- Фиксировать наблюдения проверки
- Прикладывать файловые свидетельства/ подтверждения
Возможности КИСМ при формировании отчета о проверке включают в себя:
- В отчет о проверке автоматически переносятся все наблюдения из журналов проверки всех проверяющих
- У председателя комиссии по проверке есть возможность добавить/изменить/удалить наблюдения
- Председатель комиссии указывает заключение по проверке
- Существует возможность выгрузки отчета в печатную форму
3. Завершение проверки.
После утверждения отчета о проверке в Подсистеме работы с наблюдениями КИСМ будут созданы и назначены на отработку наблюдения по результатам проверки. Каждое наблюдение направляется по ЖЦ отработки наблюдений: анализ, планирование и реализация коррекций и КД, оценка результативности. Существует возможность направления утвержденного отчета о проверке на ознакомление сотрудникам.