В качестве вступления хотелось бы рассказать небольшой, но очень популярный среди аудиторов анекдот:
На аудите третьей стороны между проверяющим и менеджером по качеству происходит следующий диалог:
— Проверяющий: У вас есть руководство по качеству?
— Менеджер по качеству: Да!
— Проверяющий: Я могу его увидеть?
— Менеджер по качеству: Конечно, только он приходит обычно к 12:00!
Непосвященный читатель не поймет, а тот, кто хоть немного знаком с системой менеджмента качества и документированными процедурами, знает, что главный стандарт организации, который регламентирует СМК на предприятии — это «Руководство по качеству». Конечно же проверяющий хотел увидеть этот документ, но никак не Владимира Ивановича Петрова — руководителя по качеству данной организации. Хотя после этого случая, желание встречи с руководством по качеству появится намного раньше, запланированного по плану аудита времени.
А вот следующая история была в реальной жизни и произошла с реальными людьми. На один крупный завод в штате Вирджиния был приглашен очень известный специалист по управлению бизнес-процессами, американский учёный, консультант по менеджменту, статистик, Уильям Эдвардс Деминг. В конференц-зале собрался весь инженерно-технический персонал и рабочие завода. В назначенное время на сцену конференц-зала выходит директор и говорит: «Уважаемые господа! Сегодня по моей просьбе к нам приехал гуру в области менеджмента, ученый, основатель принципа ПИ ДИ СИ ЭЙ, Уильям Эдвардс Деминг. Сейчас он вам расскажет, как надо работать, чтобы качество нашей продукции было самым лучшим в мире, а мне нужно вас покинуть!» После этого директор уезжает, а Деминг, поднявшись на сцену, говорит: «Добрый день уважаемые господа, раз ваш директор уехал, я тоже пойду, так как без руководства рассказывать вам о том, как надо правильно работать нет никого смысла», после чего тоже покидает завод и больше туда не возвращается.
Мнение эксперта ООО «Нормдокс»: В ISO 9000:2015 принцип "Лидерство руководителя" стоит на втором месте после принципа "Клиентоориентированность". И это действительно очень важно. Только с полной ответственностью руководства, его вовлеченностью и непосредственным участием в процессах системы менеджмента качества, организация может обеспечить ее функционирование и выпускать качественную продукцию или услуги. Ведь не секрет, что многие компании покупают сертификат СМК только для того, чтобы выиграть тендер или получить крупный контракт. Каково будет удивление конечного потребителя, который увидев известные буквы качества на таре или упаковке, разочаруется в качестве того или иного продукта. Он уйдет навсегда, как У.Э. Деминг со сцены крупного американского завода.